новости
информация

ВНИМАНИЕ!

телефон обратной связи:                                              8-(925)-276-58-63

ВАКАНСИИ! 

В крупный холдинг требуются сотрудники в подразделение личной охраны. Требования: рост от 185 см, 28-38 лет, приветствуется спортивная квалификация. З/п от 90000 до 120000 руб.

Обращаться на e-mail: combat.r@mail.ru или на сайте www.combatreserve.ru через раздел РЕКРУТИНГ, а так же по телефону 8(925)2765863.

1. Телефон по которому можно сделать заказ в нашем интенет-магазине 8-925-276-58-63, либо отправить сообщение на e-mail: combat.r@mail.ru                                                  

2. Оформляем заказа в интернет-магазине. Заходим в раздел МАГАЗИН. Выбираем товар.Нажимаем кнопку КУПИТЬ, после чего товар попадает в вашу корзину. После того как вы выбрали все понравившиеся вам товары слева заходите в Вашу КОРЗИНУ  там видны  все выбранные вами позиции. Далее заполняете форму заказа и нажимаете ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ. Вам на почту придет уведомление о  вашем заказе. Делее с вами свяжуться по указанному вами  телефону, на предмет формы оплаты и доставки вашего заказа.

(Доставка товаров на сумму свыше 10000 рублей, по МОСКВЕ, бесплатно)

[читать далее ...]
Сергей Козлов "Унтер"23/04/2014

Сергей Козлов

 

Когда на эксперименты нет времени…

( о развале института прапорщиков и мичманов)

 

Роль сержанта

Унтер-офицерский корпус - основа любого воинского организма. Именно на эту категорию военнослужащих опираются в своей работе офицеры, и именно эта категория наиболее близка рядовым солдатам и матросам.

О роли младших командиров еще Маршал СССР Г.К.Жуков говорил: «Армией командую я и сержант!» Он имел ввиду, что все остальные, являются лишь передаточными звеньями между Командующим ВС и исполнителем его воли на поле боя.
Это, конечно, несколько упрощенное трактование системы управления в армии, но что-то в этом есть. Во всяком случае, следует заметить, что Маршал Победы именно этой категории военных отводил особое место. 

До 1971 года в армии были  одновременно и сержанты срочной службы и сержанты и старшины сверхсрочной службы. Должности «старшина роты» соответствовало воинское звание «старшина», как правило, сверхсрочной службы. К сожалению роль сержанта в Советской Армии в послевоенный период постепенно снижалась. Категория сержантов сверхсрочной службы в армии постепенно перестала занимать командирские должности в воинских подразделениях. Военнослужащие срочной службы их не любили, считая, что те выслуживаются перед офицерами. Собственно так и было, только они не выслуживались, а служили, поскольку были военными профессионалами. Как правило, эта категория военнослужащих имела образование 8, и лишь немногие  имели за плечами 10 классов.

Поэтому образованные десятиклассники, а тем паче студенты, служившие в армии над ними постоянно подшучивали и рассказывали анекдоты. Солдаты и сержанты присвоили им обидные клички: «сверчок» - производное от сверхсрочник. Или звали «макаронниками»-за лычки на пагонах, которые называли макаронинами.  

Сверхсрочников, главным образом использовали на складах и в службах тыла и боевого обеспечения.

Новый институт военных

В ноябре 1971 года был введен институт прапорщиков. При этом внедрялось новое звание также довольно тяжело. Предполагалось, что оно должно повысить статус военнослужащих этой категории, ведь звание «прапорщик» в Русской Императорской Армии было первым офицерским чином, а пагон выглядел как у младшего лейтенанта.  Также при создании нового института военнослужащих, видимо, оглядывались и на зарубежный, и в частности, американский опыт, где при наличии довольно большого перечня сержантских званий, имеются и звания уорент-офицеров. Теперь  для получения звания прапорщик необходимо было окончить школу прапорщиков. Раньше  для того, чтобы стать сержантом сверхсрочной службы необходимо было написать рапорт на имя командира части и при наличии вакантной должности, военнослужащему после окончания срочной службы присваивалось воинское звание сержанта-старшины в соответствии с  вакантной должностью. Безусловно, это был качественный шаг вперед в подготовке унтер-офицерского сословия армии и флота. В январе 1981 года были введены дополнительные звания "старший прапорщик" и "старший мичман". За прошедшие 37 лет в армии и на флоте отслужили около 1 млн прапорщиков и мичманов.

Прапорщики в спецназе

Спецназ – чуть ли не единственные подразделения, где должность заместителя командира группы (взвода) имела категорию прапорщик. Предполагалось, что замкомгруппы спецназ будет мастером специальной подготовки и помогать офицеру учить бойцов в мирное и военное время, а также выполнять боевую задачу в военное. Предполагалось, что это будут высоко подготовленные и отлично физически подготовленные младшие командиры. И это имело место, правда в единственной бригаде спецназ -  в ГСВГ, где боевая подготовка была на особой высоте. Во всех остальных бригадах заместители командиров групп если и числились, то, как правило,  либо помогали старшине роты, либо помогали , на каких-нибудь складах. Спустя некоторое время многие из них уходили в тыловые подразделения, поскольку разряд был либо одинаковый, либо выше, а значит и денег также, при этом ни тебе беготни, ни тебе личного состава. И к материальным ценностям поближе. Так, постепенно прапорщики стали «прапорами», которых, по незнанию, или по традиции в некоторых частях продолжали звать «макаронниками».

Однако, как бы то ни было, но уровень этого звена, благодаря обучению в школе прапорщиков в Печорах Псковских, безусловно, поднялся по сравнению с сержантами и старшинами сверхсрочной службы, которые на начальном этапе своей  службы в новом качестве ничем от таких же сержантов срочной службы не отличались. Надо заметить, что введение института прапорщиков не отменило институт сверхсрочно служащих. Просто со временем их становилось все меньше, а потом они исчезли физически. Тем не менее, эти звания и должности продолжали существовать в армии. Например, когда 173 ооСпН доукомплектовывали для ввода в Афганистан, в отряде был сержант сверхсрочной службы Иса Курамагомедов на должности начальника сапожной мастерской. Правду сказать, к сапогам он имел мало отношения, зато на войну ходил исправно и охотно.

 «Сврхсрочников»  в начале семидесятых никто не увольнял и не упразднял, как это творится сейчас. Они, просто перестали быть востребованы, поскольку упор был сделан на сержантов срочной службы.

К сожалению, ту категорию сержантов и старшин, которая была воспитана в предвоенный период в полковых школах, и которая реально выполняла роль профессиональных младших командиров, Советская Армия безвозвратно утратила, возможно, из желания экономить на Вооруженных Силах.

О сержантах срочной службы

Сержанты срочной службы, хоть и проходили обучение в учебных полках («учебках»), реально младшими командирами становились не всегда. И причина здесь в личностных качествах, заложенных в конкретном человеке, ведь в «учебку» призывника отправляли с момента призыва. Эти качества работники военных комиссариатов при существовавшей системе работы с молодым пополнением в принципе не могли. Они опирались, главным образом на данные личных дел: образование, спортивные разряды, член ВЛКСМ - не член ВЛКСМ. Вот собственно и все. Наличие или отсутствие лидерских качеств, так необходимых командиру, никто не выявлял. Поэтому, несмотря на полгода учебы в 1071 учебном полку спецназ, выпускались из него командиры отделений, которые не всегда соответствовали этой должности. Намного надежнее были сержанты, которые отслужили полгода в части или, лучше год. Их достоинства и недостатки видели командиры и могли принять решение, получится из того или иного солдата командир отделения или заместитель командира группы или нет.

Однако до уровня довоенных сержантов или сержантов –профессионалов из западных армий, они конечно не дотягивали или дотягивали очень немногие.

Очень позитивный опыт подготовки старшин был во флотском спецназе , где матросы служили три года. Год на молодого матроса смотрели офицеры подразделения и прежде всего командир группы, где он служил. Если он соответствовал представлению командира о том, каким должен быть его старшина-командир отделения, тот его направлял в 1071 учебный полк, где его не «дрючили»,как молодого и не учили мотать портянки, а учили командовать. Старшины вели конспекты, которые после прибытия в часть проверял их командир группы, поскольку именно в его подразделение они и возвращались. И далее еще полтора года это младший командир служил верой и правдой, помогал своему офицеру. Это, на мой взгляд, пример, как следует готовить сержантов. 

Очень неплохо показали себя отдельные сержанты в ходе боевых действий в ДРА. В моей группе был сержант Вадим Постников.  Он пришел обычным рядовым, но был прекрасным спортсменом – рукопашником, обладал нужными волевыми качествами и авторитетом в среде солдат. Поэтому спустя год он стал сначала командиром отделения, а затем замком группы. Уровень его профессионализма в вопросах не только действий, как разведчика, но и управления в бою группой, превышал уровень некоторых офицеров. Во всяком случае, если мне надо было проверить, как ведет себя тот или иной офицер, стажировавшийся у меня на право самостоятельного командования группой,  когда меня нет рядом, чтобы не рисковать потерей группу по причине его ошибок, я всегда отравлял с ним Вадима. А тот после выхода обстоятельно докладывал мне  о том, как вел себя стажер. При этом Постников получал от меня инструктаж, согласованный с командованием отряда, что в случае необходимости, он имеет полное право отстранить стажера от командования, и принять управление группой на себя.  Но таких сержантов было не много, хотя на войне уровень младших командиров был на порядок выше по сравнению с Союзными.

Прапорщики на войне

Что касается прапорщиков, то перед Афганом наш отряд укомплектовали прапорщиками и офицерами на 100%. И если на доукомплектование отряда пришли офицеры 12обрСпН- действительно профессиональные спецназовцы, то на должность прапорщиков-заместителей  командиров групп набрали «прапоров» со всего ЗакВО с самых разных должностей, но ни одного с соответствующей их новой должности. Поэтому своего «замка» я на войну не брал. Он не мог не только ориентироваться по карте при наличии компаса на знакомой местности, но стрелял так, что после первого опыта на стрельбище я приказал ему оружия не выдавать, дабы не застрелился ненароком. Потом эту должность у нас упразднили и всю эту братию сплавили туда, откуда и набрали – в матушку-пехоту. Там они быстренько оседлали склады и столовые и дальше не сильно грустили.

Хотя были и настоящие рейнджеры. Так в 370 ооСпН в Лашкаргахе на должности начальника склада КЭС был прапорщик Виктор Ребров. Этот человек в полной мере соответствовал должности зам командира группы. Его, кстати сказать, мой друг, Олег Шейко, бывший в школе прапорщиков командиром взвода, готовил специально для меня. Но не вышло. Он попал в Чучково, а оттуда в Афган с отрядом, который формировался от МВО. Но таких было очень немного.

С введением контрактной службы также стали появляться сержанты и прапорщики, способные вполне профессионально управлять не только отделениями, но и группой в боевой обстановке.

Тому есть немало примеров. Так в 1996 году прапорщик Ветошкин одной из частей спецназ, действовавшей в Чечне, провел с группой контрактников из пяти –шести человек успешную засаду, уничтожив важного полевого командира боевиков с  охраной, ехавших в машине. В бою был ранен, но продолжил командовать. Иных потерь группа не имела.

Есть немало других, подобных примеров.

Какие нужны сержанты контрактной службы

В то же время сама система подготовки контрактников, а вернее ее отсутствие, создало необходимость подготовки младших командиров – категории командир отделения- зам командира взвода  в частях спецназ.

Поэтому попытка создать институт профессиональных сержантов и старшин вполне логична и разумна. Для этого подготовить их на базе профильных военных училищ с вручением диплома о среднем специальном образовании. Это, безусловно, поднимет уровень младших командиров, имеющих сейчас иногда образование, не позволяющее успешно решать стоящие перед сержантом задачи.

 Вот общие требования к военно-профессиональной подготовленности выпускника по специальности «Применение подразделений специальной разведки»

Выпускник (сержант) военно-учебного заведения Сухопутных войск должен:

1.      обладать высокой духовностью, развитым чувством патриотизма, воинской чести и долга, моральной и психологической готовностью к защите Отечества, гордостью и ответственностью за принадлежность к Вооружённым Силам государства и Сухопутным войскам, иметь развитое чувство собственного достоинства и уважать достоинство других;

2.      знать основные положения Военной доктрины Российской Федерации, структуру Вооруженных Сил, предназначение Сухопутных войск, организационно-штатную структуру, боевые возможности и основы боевого применения штатных, приданных и поддерживающих подразделений (на 1 ступень вверх от занимаемой должности);

3.      знать характер (природу), содержание общей системы вооруженной борьбы, взаимосвязи между элементами построения боевого порядка, место своего подразделения в нём, обладать развитым тактическим мышлением, уверенно ориентироваться на местности и в различных условиях обстановки, уметь принимать обоснованные решения и организовывать их выполнение, самостоятельно действовать в пределах предоставленных прав;

4.      знать основы теории общевойскового боя и применения подразделений войсковой разведки в ходе его ведения, алгоритмы (порядок) работы командира по организации действий в разведке, уметь управлять действиями и огнем штатных, приданных и поддерживающих сил и средств родов войск и специальных войск, других министерств и ведомств в общевойсковом бою, в ходе разведки и при совместном выполнении служебно-боевых задач в районах чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов, с учетом норм международного гуманитарного права;

5.                  знать систему плановой работы командира по организации  повседневной деятельности подразделения, уметь организовать выполнение мероприятий распорядка дня, организовать и проводить занятия с подчиненным личным составом по боевой подготовке;

6.      уметь поддерживать постоянную боевую готовность подразделения, управлять действиями при приведении в различные степени боевой готовности;

7.      уметь организовать внутреннюю службу в подразделении, поддерживать в нем образцовый внутренний порядок и обеспечивать безопасные условия военной службы, выполнять обязанности лиц суточного наряда, осуществлять подготовку и контроль несения службы подчиненными;

8.      уметь организовать размещение личного состава, обеспечение требуемых условий жизни и быта, использование материальных необходимых для обеспечения деятельности подразделения;

9.      знать основные правовые, уставные и этические нормы и правила, регламентирующие прохождение военной службы и отношения между военнослужащими, обладать культурой межнационального общения, уметь сплачивать подчиненный личный состав;

10.  знать психолого-педагогические основы обучения и воспитания, владеть методами обучения и воспитания, уметь организовать и проводить мероприятия по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, индивидуально-воспитательную работу с подчинёнными, проходящими военную службу по призыву и по контракту;

11.  знать основы боевого применения и использования в повседневной деятельности, устройство, тактико-технические данные и боевые возможности образцов штатного вооружения и военной техники, приданных и поддерживающих подразделений, технических средств разведки и управления, уметь поддерживать в технической исправности и эффективно применять штатное вооружение и военную технику, средства связи и управления, устанавливать и обеспечивать выполнение требований безопасности при использовании вооружения  и военной техники, самостоятельно осваивать новые образцы вооружения и военной техники;

12.              уметь логически правильно в устной и письменной форме докладывать (излагать) результаты своей деятельности, разрабатывать служебные и боевые документы, владеть компьютерными технологиями сбора, обработки, хранения и использования информации, применяемой в сфере военно-профессиональной деятельности с соблюдением требований по защите государственной тайны и обеспечению безопасности информации;

13.  иметь образцовый внешний вид и строевую выправку, уметь уверенно выполнять необходимый перечень физических упражнений, преодолевать значительные физические нагрузки.

Содержание и организация образовательного процесса должны обеспечить:

1.      развитие самостоятельности и творческого мышления обучающихся, их способность быстро адаптироваться к конкретным условиям повседневной деятельности и боевой обстановки, уверенно в них ориентироваться. Предвидеть динамику развития событий, принимать обоснованные и целесообразные решения в сложившейся обстановке и организовывать их выполнение во взаимодействии с подразделениями других родов войск и специальных войск, подразделениями других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также выработку высоких морально-боевых качеств, строевой подтянутости и физической выносливости;

2.      рациональное сочетание теории и практики в обучении;

3.      увеличение удельного веса практических занятий в целях: выработки практических умений и приобретение навыков в решении служебных задач, производстве расчётов, ведении рабочих карт, разработки и оформлении боевых и служебных документов;

4.      отработку упражнений, приёмов и нормативов, определённых уставами, наставлениями, руководствами;

5.      освоение вооружения и военной техники (объектов), овладения методами их применения;

6.      использование опыта антитеррористических операций, локальных войн и вооруженных конфликтов при разработке выпускных квалификационных и курсовых работ курсантами;

7.      практическое изучение действий военнослужащих в различных экстремальных ситуациях;

8.      увеличение времени работы обучающихся на тренажерной базе и тренировок на образцах вооружения и военной техники без расходования боеприпасов, моторесурсов, горючего и смазочных материалов.

9.      Распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий должно обеспечивать усвоение обучающимися учебного материала на заданном уровне подготовки (иметь представление, знать, уметь, иметь навык) и практическую направленность обучения.

По всем военно-профессиональным учебным дисциплинам и практикам (стажировкам), включенным в учебный план должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно или зачтено).

Специфика подготовки военного специалиста по специальности учитывается в военно-профессиональных дисциплинах, в учебных дисциплинах федерального компонента всех циклов, дисциплин основной военной образовательной программы профессионального образования.

На первый взгляд, все вполне логично и верно. Даже разработана и введена «Временная инструкция об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации для обучения на факультетах среднего профессионального образования в 2009 году» (Приложение к указаниям первого заместителя Министра обороны Российской Федерации

от « 16 » января 2009 г. № 315к/3/375), которая регламентирует отбор дважды в год кандидатов для прохождения профотбора для поступления в военное учебное заведение. 

Так кто же теперь командует армией?

 Однако, возникает вопрос, а чем помешали прапорщики и мичманы новому облику.  Ведь его определяет вовсе не  то или иное звание, якобы, дискредитировавшее себя, а те требования,  которые предъявляют к кандидатам на эти воинские категории. Это же относится к милиции, которую ныне решили назвать полицией. Названия можно менять, суть не изменится, пока  не поменяются люди в этой структуре или системе. 

В 2009 же году, не создав ничего в замен кроме красивых фантазий в 2009 году расформировали 30 школ прапорщиков из 46 действующих, прекратили прием на учебу, где велась подготовка старшин рот, техников по эксплуатации боевой техники и бронетранспортеров, специалистов довольствующих служб. Сейчас из 140000 прапорщиков и мичманов, служивших в армии и на Флоте перед «реформой» в войсках и бригадах постоянной боевой готовности и на кораблях остается около 21 тыс. прапорщиков и мичманов, которые пока продолжают служить, на сержантских должностях.

В бригадах спецназ картина аналогичная.  И несмотря на то, что Министерство обороны признало ошибочным решение о ликвидации прапорщиков и мичманов, а в генеральном штабе вовсю идет проработка вопроса о возвращении их в Вооруженные силы России, прапорщики бригад спецназ все еще в  своих частях находятся в «подвешенном» состоянии, а пока на должностях старшин рот «рулят» срочники, которые служат один год....

И спецназом?

А что же с сержантами- военными профи? Ведь они должны были заменить пресловутых «прапорщиков Задовых, Шматковых» и прочих. А ситуация с ними в спецназе вот какая.

НВВКУ, имея разнарядку на комплектование первого курса 40 человек, программу набора выполнило полностью. Количество, изъявивших желание проходить подготовку по программам среднего профессионального обучения, – было более 120 человек. После предварительного отбора кандидатов осталось 77. Из допущенных к сдаче экзаменов абитуриентов положительно сдали вступительные экзамены (прошли конкурсный отбор) и изъявили желание обучаться – 54 человека. Остальные вузы программу набора не выполнили. Вместе с тем, подготовку сержантов было принято передать в РВВДКУ. Никто из 54 человек в Рязань не поехал. В результате в настоящее время  фактически потерян младший командный состав

Генеральный Штаб во главе с Макаровым судорожно пытается исправить ситуацию. По сведениям из ГШ в октябре 2010 года был объявлен новый набор военнослужащих в школы прапорщиков. Однако для воссоздания разрушенного института отлаженного десятилетиями потребуется несколько лет, ведь сокращенные прапорщики и мичманы либо вообще уволились из Вооруженных сил, либо ушли  в Пограничную службу ФСБ, Внутренние войска, МЧС. Обратно они не вернутся.

Есть и другие прапорщики

Сердюкову и Макарову, у которых, по словам НГШ, небыло времени на эксперименты, следовало бы понимать (хотя этот совет в никуда), что помимо одиозных героев комедийных сериалов «Шматковых и Задовых», есть еще и реальные Герои России: прапорщик Днепровский (посмертно), прапорщик Куянов (посмертно),  и многие другие, отмеченные наградами Родины, погибшие, раненные  или,  к счастью, оставшиеся в живых.

Отзывы к статье
Оставить отзыв
Ваше имя:


Ваш отзыв:

Введите код, указанный на картинке:



Продолжить